Думаю я вот что тут.
Я знаю людей с сохранной и функциональной этикой, которые сейчас идут на фронт добровольцами, отказываются уклоняться от мобилизации или собирают средства на помощь войскам. Эти люди хотят помочь своей стране в серьёзной беде и в противостоянии, в котором они видят свою страну правой. Не из патриотизма даже какого-то абстрактного, а скорее из достаточно естественного чувства общности с людьми, говорящими с тобой на одном языке.
Я знаю людей с сохранной и функциональной этикой, которые сейчас уезжают из страны, рискуя всем своим бытом и отсекая самим же себе много возможностей. Эти люди не хотят соучаствовать своему государству в преступлении, в котором они считают оное государство виновным, и не хотят ни умирать, ни убивать людей, которых не считают врагами, потому как совершенно иначе видят и причины, и цели войны, чем люди из первого примера. Многие из них тем не менее тоже любят свою страну как таковую и страдают в вынужденной разлуке.
Мне очень трудно считать всех людей первого склада рабами и глупцами. Мне очень трудно считать всех людей второго склада трусами и предателями. Никто здесь не раб и не трус; в каждой из этих двух картин мира люди делают именно тот выбор - в обоих случаях непростой и требующий сил и жертв - который они считают этически оправданным. Причём если посмотреть внимательней, становится видно, что этика-то у них общая.
В головах и тех, и других, если присмотреться, существует понятие справедливой войны и защиты родины. Никто из них не считает глупцами и рабами тех, кто сражался в ВОВ, например.
В головах и тех, и других совершенно так же существует понятие преступной власти. Никто из них не считает предателями и трусами, например, тех немцев-антифашистов, которые боролись с собственной страной, впавшей в кровавое бесчеловечие, или бежали из неё, чтоб не служить чудовищам.
Единственный вопрос здесь - всё тот же: вопрос картины мира и интерпретации фактов.
И кажется мне, что это стоит держать в голове каждому и в каждый момент, когда захочется взять клавиатуру и написать что-то про "этих послушных холопов" или "этих крыс, бегущих с корабля". Каждый. Чёртов. Раз. Когда. Захочется. Может быть, получится удержаться и НЕ написать.